Добро пожаловать на сайт, посвященный 150 летию города Владивостока,
                                                                                               его истории, людям, событиям

Шевелев Михаил Григорьевич

Шевелев Михаил ГригорьевичКупец первой гильдии, коммерции советник, член Общества изучения Амурского края, которое было создано благодаря его активному участию, почетный попечитель Восточного института и основатель первого русского частного пароходства на Дальнем Востоке.

Родился в 1840 году в Сибири. После окончания школы переводчиков, был направлен в русскую православную духовную миссию в Пекине.

В Ханькоу он нанялся рядовым клерком в крупную компанию «Оборин, Токмаков и Ко», специализирующуюся на торговле чаем. В 1874 году стал совладельцем фирмы, на вывеске которой отныне было указано «Токмаков, Шевелев и Ко».

Уже в следующем году он купил собственный пароход «Батрак», который начал доставлять чай из Китая в Россию. Этот пароход стал первым судном под российским флагом, выполнявшим грузопассажирские перевозки на Тихом океане. При поддержке правительства в 1880 году Шевелев основал первое русское морское пароходство на Дальнем Востоке - судоходную компанию «Шевелев и Ко».

Шевелеву принадлежит заслуга большой государственной важности - участие в оформлении Пекинского и Айгунского договоров (в них было много неясностей). По просьбе посланника он помогал их конкретизировать. Знание обычаев, соблюдение всех тонкостей китайского этикета помогли удачно завершить переговоры с китайским уполномоченным У-Даченом.

Он был первым организатором и исполнителем морских, грузовых и пассажирских перевозок между портами Приморья, Китая, Японии и Кореи, в 1879 году он создал первое на Дальнем Востоке Русское морское пароходство. С этого времени он постоянно жил во Владивостоке.

В 1880 году во Владивостоке была опубликована брошюра М.Шевелева «Срочное пароходное сообщение между Ханькоу и Николаевском». В ней сообщалось, что 7 ноября 1879 г. Российским Правительством принято решение о передаче Шевелеву регулярного пароходного сообщения между портами побережья Приморья, в том числе и Владивостока, с портами Японии и Китая. Этому предшествовала поездка Михаила Григорьевича в Петербург, где он представил свой план организации регулярного пароходного сообщения на Дальнем Востоке.

В соответствии с принятым решением Шевелев начал свою деятельность по морским перевозкам весной 1881 года, когда началось пароходное сообщение по линиям Владивосток - Николаевск-на-Амуре, Владивосток - Шанхай - Ханькоу.

В 1896 г. генерал-губернатор Приамурского края С.Д.Духовской писал: «Содержащиеся с 1889 года тремя пароходами Шевелева пароходные сообщения между портами Приморской области и открытыми портами Кореи, Японии и Китая поддерживаются до настоящего времени с надлежащей исправностью». Пароходство «Шевелев и Ко» располагало земельными участками, причалами и складами в портах Владивосток, Гензан, Фузан, Нагасаки. Во Владивостоке пароходство арендовало для проживания моряков на берегу мебелированные комнаты Ефимова в Косом переулке (ныне пер.Мордовцева).

Деятельность Михаила Григорьевича касалась почти всех сторон жизни молодого края.

Он был большим знатоком истории и культуры восточных стран. Особенно хорошо он знал китайский язык, и историю этого народа. Имел большую библиотеку книг на китайском языке. В феврале 1900 года коммерции советник М.Г.Шевелев был избран попечителем Восточного института во Владивостоке.

Большее внимание он уделял становлению и расширению морского образования в дальневосточном крае. В 1890 году Шевелев входил в состав комиссии по организации во Владивостоке первых мореходных классов, а в последующие годы оказывал им всемерную помощь.

Переселенческое управление во главе с Ф.Ф.Буссе часто находило материальную поддержку у Шевелева. Он охотно оказывал материальную помощь исследователям края в археологических раскопках, обследовании морских промыслов. В восьмидесятые годы М.Г.Шевелев направил две экспедиции для поисков нефти на северо-востоке Сахалина.

В 1892 году Михаил Григорьевич попытался организовать экспорт приморской пшеницы в Японию. Для этой цели он купил на базаре в селе Никольском 18 мешков зерна и отправил их в Нагасаки. Японская фирма, которой была отправлена пшеница, после определения качества товара дала согласие на покупку пшеницы в Приморье.

В последние годы своей жизни он много времени уделял изучению средневековой истории Приморья. Археологические памятники того времени были известны в Южно-Уссурийском крае благодаря исследованиям ученых и краеведов. Работая по китайским, японским и корейским источникам, он нашел много интересных сведений и фактов, ранее совершенно неизвестных, но опубликовать свои труды Михаил Григорьевич не успел.

8 ноября 1903 года Михаил Григорьевич Шевелев ушел из жизни. При большом стечении народа, с почестями, он был похоронен на Покровском кладбище во Владивостоке, которое в 30-е гг. было уничтожено Советской властью.

 

Следующая статья: Янковский М. И.
Разработка сайта — Pobeda-ru