Добро пожаловать на сайт, посвященный 150 летию города Владивостока,
                                                                                               его истории, людям, событиям

Щетинина Анна Ивановна

Первая в мире женщина-капитан дальнего плавания - живая легенда советских времен: Герой Социалистического Труда, Почетный работник Морского флота, Почетный гражданин города Владивостока, Почетный член Географического общества СССР, член Союза писателей России, активный член Комитета советских женщин, Почетный член Дальневосточной ассоциации морских капитанов в Лондоне. Волевой и решительной, ей восхищались во всём мире.

За свой труд Анна Ивановна была отмечена многими правительственными наградами: двумя орденами Ленина, орденом Отечественной войны II степени, орденом "Красная Звезда", орденом "Трудового Красного Знамени", медалью "За победу над Германией в Великой Отечественной Войне 1941-1945 г.г.", медалью "За победу над Японией", золотой медалью "Серп и молот", знаком отличия "Герой Социалистического Труда". Её биография пестрит яркими событиями. Её оптимизм, трудолюбие, выдающиеся способности всегда вселяли веру в экипаж, независимо от того в каких бы трудных условиях они не находились. Анна Щетинина стала символом 20 века, той новой советской женщины, которую она олицетворяла собой.

Родилась Анна Ивановна Щетинина 26 февраля 1908 года на станции Океанской под Владивостоком. Отец Иван Иванович (1877-1946) родился в с. Чумай Кемеровской области Верхне-Чубулинского района, работал (1908 год и далее) - стрелочником, лесником, рабочим и служащим на рыбных промыслах, плотником и комендантом дач в Облотделе НКВД. Мать Мария Философовна (1876) из Кемеровской области. Брат Владимир Иванович (1919) родился во Владивостоке, работал мастером цеха Авиазавода на ст. Варфоломеевка Приморского края.

А.И. Щетинина начала учиться в 1919 г в начальной школе в Садгороде. После вступления Красной Армии во Владивосток школы были реорганизованы, и с 1922 года Анна Ивановна училась в единой трудовой школе на станции Седанка, где в 1925 г. окончила 8 классов. В том же году поступила на судоводительское отделение Владивостокского морского техникума. Во время учебы в техникуме работала санитаркой и уборщицей в зубоврачебном кабинете техникума. Она постоянно находилась в работе. И, несмотря на высокие устремления, никогда не боялась "черной" работы. В период обучения плавала учеником на п/х "Симферополь” и о/с “Брюханов” Дальрыбы, матросом на п/х “Первый краболов”.

После окончания техникума Анна Ивановна была направлена в Акционерное Камчатское пароходство, где прошла путь от матроса до капитана всего за 6 лет. И первый рейс Щетининой в качестве капитана (1935) - перегон парохода "Чавыча" из Гамбурга на Камчатку - привлек внимание мировой прессы. И первый орден Трудового Красного Знамени дали ей в 1936 году не за то, что она была первая женщина-капитан, а за тяжелые, по-настоящему "мужские" рейсы через Охотское море. Во всем мире нет таких трудных условий плавания, как плавание в наших северных водах. Места почти неисследованные или малоисследованные, средств ограждения нет. Туманы и неожиданные морские течения стали причиной аварий многих судов. Но не тех, где капитаном была Щетинина. Анна Ивановна, благодаря своему профессионализму и настойчивости, всегда была победительницей.

Так, в феврале 1936 г. пароход в течение одиннадцати суток был затерт льдами. За время вынужденного дрейфа подошло к концу продовольствие. Моряки сели на жесткий паек: команде выдавали по 600 граммов хлеба в день, комсоставу — по 400. Пресная вода для котлов и питья также оказалась на исходе. Весь экипаж и пассажиры были мобилизованы на заготовку снега. Его собирали с льдин, насыпали в форпик, а затем плавили паром. Так добыли около 100 т. воды. Это позволило пароходу снять в Олюторке почти все рыбную продукцию. В течение всех суток ледового плена Анна Ивановна не сходила с капитанского мостика, собственноручно управляя судном, выбирая удобный момент, чтобы вывести «Чавычу» изо льдов.

В 1928 году вышла замуж за Николая Филипповича Качимова, который работал радистом на судах рыбной промышленности, впоследствии начальником Радиослужбы рыбной промышленности во Владивостоке. В 1938 году Николай Филиппович был арестован и содержался под следствием во Владивостокской тюрьме в течение года. В 1939 году освобожден и реабилитирован. С 1939 по 1941 год он работал в Радиоцентре Наркомрыбпрома в Москве. В 1941 пошел добровольцем на фронт, служил в Ладожской военной флотилии начальником БЧ-4. Имел 4 правительственных награды. Умер в 1950 году.

В 1938 году А. И. Щетинина была назначена начальником рыбного порта во Владивостоке. В том же году поступила в Ленинградский институт водного транспорта на судоводительский факультет. Имея право свободного посещения лекций, через два с половиной года окончила 4 курса.

В начале Великой Отечественной войны получила направление в Балтийское пароходство. Лето 1941 года ходила на пароходе “Сауле”, выполняя задания военного командования в Финском заливе, часто попадая под обстрел фашистской авиации. Осенью1941 года вместе с группой моряков была командирована во Владивосток в распоряжение Дальневосточного пароходства, где работала на судах “Карл Либкнехт”, “Родина” и "Жан Жорес” - перевозила воинские грузы и даже высаживала десант на Сахалин.

Все это дало ей право через много лет очень верно сказать о себе: "Я прошла весь тяжелый путь моряка от начала до конца. И если я сейчас капитан большого океанского корабля, то каждый из моих подчиненных знает, что я явилась не из пены морской!"

Война унесла многие жизни, и зачастую гражданские суда выполняли военные спец. задания. Но перевозили они не только боеприпасы и провиант. В 1947 году пароход "Дмитрий Менделеев", которым командовала Щетинина, доставил в Ленинград статуи, похищенные фашистами из Петродворца во время оккупации.

После окончания войны с Японией подала просьбу отпустить в Ленинград для окончания Ленинградского института инженеров водного транспорта. В Ленинграде до 1949 года работа в Балтийском пароходстве капитаном судов “Днестр”, “Псков”, “Аскольд”, Белоостров”, “Баскунчак”, “Менделеев”. На “Менделееве” села в тумане на рифы острова Сенар, за что министром МФ была переведена капитаном судов V группы на один год. Плавала на лесовозе “Баскунчак” до его перехода на Дальний Восток. А с 1949 года работала в Ленинградском высшем инженерном морском училище - ассистентом и одновременно заочно заканчивала 5 курс судоводительского факультета.

В ЛВИМУ в 1951 году А.И. Щетинина была назначена сначала старшим преподавателем, а затем и деканом судоводительского факультета. В 1956 году ей было присвоено звание доцента. В 1960 года переведена во Владивостокское высшее инженерное морское училище на должность доцента кафедры “Морское дело”.

Профессор МГУ им. адм. Г.И. Невельского (бывш. ВВИМУ и ДВВИМУ) Валерий Болотов обнаружил в архиве университета документы имеющие отношение к А.И. Щетининой: " В протоколе заседания кафедры от 30.05.1963 года о переизбрания Щетининой доцентом кафедры отмечены хорошее чтение лекций по курсам “Метеорология и океанография”, “Морское дело”, “Навигация и лоция”, руководство дипломными работами, написание учебных пособий и книг. В 1969 и 1974 годах ее вновь переизбирают, но уже по кафедре “Управление судном и его технической эксплуатации”. И вот интересный приказ: «За слабый контроль содержания лаборатории, повлекший затопление помещения и ущерб - 11 руб. 84 коп., доценту кафедры “Управления судами” тов. Щетининой А.И. обратить внимание». В 1972 году ДВВИМУ ходатайствует о назначении, капитану дальнего плавания Щетининой А.И. республиканской пенсии".

Интересы Анны Ивановны не ограничивались только морем и кораблями, в 1963 году, став председателем Приморского филиала Географического общества СССР, она обратилась к мореплавателям с просьбой сообщать о наблюдениях "над необычными, аномальными или редкими явлениями", изучение которых "расширит знания человека".

А.И. Щетина написала две книги, стала членом Союза писателей России. Вот что сказал о ней писатель Лев Князев: "Анна Ивановна - замечательный писатель, единственный в мире, насколько мне известно, женщина-маринист. Она не обращалась к так называемой “чистой” художественной прозе, хотя судя по языку, которым написаны книги, вполне могла сделать это. Ценность ее книг - в их абсолютной правдивости, высоком профессионализме и еще одном, не столь уж частом качестве - доброте. Рассказывая о реальных событиях, описывая сотни моряков и других людей, с которыми столкнули ее морские дороги, она ни об дном из них не сказала худого слова. Она - морячка и понимала моряков с их доблестями и недостатками. Вот почему книги ее наверняка переживут многие художественные произведения и сохранят ее легендарный образ".

Примечателен тот факт, что и авторская песня развивалась в 70-х не без участия Анны Ивановны, проводимый во Владивостоке "Конкурс туристической патриотической песни", где она возглавляла жюри, уже через год превратиться в фестиваль Приморские струны, который в дальнейшем станет самым крупным бард - фестивалем на Дальнем Востоке.

Текст Руслана ГОЛИКОВА

Следующая статья: Комаров Н. В.
Разработка сайта — Pobeda-ru