Добро пожаловать на сайт, посвященный 150 летию города Владивостока,
                                                                                               его истории, людям, событиям

КАК СТРОИЛИ ПЕРВЫЙ ХРАМ ВО ВЛАДИВОСТОКЕ

13 апреля по новому стилю (1 апреля по старому), во Владивостоке была освящена церковь Успения Пресвятой Богородицы - первая в южных гаванях.

Своим появлением первый храм столицы Приморья обязан исключительно административным восторгам адъютанта генерал-губернатора майора Хитрово. Вступив в мае 1861 года во временное командование постом, он решил построить во Владивостоке нечто общеполезное и объединяющее. В старой России таковыми признавались кабак и церковь. Свой выбор пришлось остановить на церкви, так как кабак прибывшая на поселение энергичная каторжанка Машка уже строила возле матросских казарм. И у майора дело не стояло. Вот что он доносил в своем рапорте губернатору Приморской области контр-адмиралу Петру Васильевичу Козакевичу:"В бытность мою в посту Владивосток мне удалось убедить и уговорить квартирующий в нем отряд от третьей роты линейного батальона №4 выстроить при посте деревянную церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы, к построению которой было тотчас приступлено. Работали, по их собственному желанию, даже и в праздничные дни; меня же выбрали в строители. 8 июня была произведена закладка ее, молебствие совершено было иеромонахами Филаретом и Виталием, состоявшими на винтовых корветах "Гридень" и "Калевале", в присутствии господина начальника эскадры в Китайском море, капитана 1-го ранга Лихачева и господ офицеров и нижних чинов".

С господ офицеров и нижних чинов майору удалось собрать 1000 целковых, которые он честно передал иеромонаху Филарету. Святой отец, уезжая в Николаев, всю сумму прихватил с собой. Солдатам линейного батальона, строившим церковь, Хитрово платил из ротной кассы. Лейтенант Бурачек, назначенный Козакевичем 26 июля начальником поста, нашел ее совершенно пустой. Скрепя сердце согласился со строительством и губернатор: с церковными властями ссориться не стоило. Потому он в своем письме от 20 августа преосвященному владыке Иннокентию был вынужден написать: "При моем посещении поста Владивосток я видел с удовольствием, что постройка церкви продвигается быстро и по просьбе участвующих, хотя не имел права разрешить - разрешил продолжать постройку церкви".

Грех взял на душу Петр Васильевич. Когда приставленный к надзору за стройкой иеромонах Филарет в ноябре вновь появился во Владивостоке, то обнаружил, что к трем венцам сруба, которые он видел в июне, добавился лишь один. Команда поста категорически отказалась работать бесплатно. Лейтенанту платить им было просто нечем. Постовую кассу уже опустошил энергичный майор. Филарет попытался сослаться на приказ адмирала, но начальник поста лейтенант Бурачек показал ему предписание, в котором разрешалось "строить церковь добровольным желанием солдат". На увещевания святого отца пограничники (из них состояла постовая команда) резонно возразили: "Да, хорошо было от нечего делать ходить нам на церковь, а теперь, когда всякий день с утра до вечера мы работаем, так в свободное время охота отдохнуть".

Чтобы продолжить строительство, иеромонаху пришлось купить двух быков для вывозки из леса бревен. Не остался в стороне от богоугодного дела и лейтенант. За участие в строительстве каждый солдат получал перед ужином полчарки водки. Чарка, заметим, была мерой жидкого объема и вмещала 123 грамма казенной водки.

Было у отца Филарета одно искреннее желание: окончить стройку к 25 марта и освятить церковь в праздник Благовещенья. Для этого ему пришлось пойти на дополнительные траты - заплатить продольным пильщикам за сверхурочную работу. С разрешения командира они оставались работать дотемна и пилили доставленные из леса бревна на плахи по 25 рублей за 100 штук и доски по 13 рублей за сотню.

Экономическая заинтересованность - великая сила, и потому строительные работы завершились в срок. Размеры первого владивостокского храма были невелики: в длину 9 сажен (19 метров) вместе с алтарем, в ширину 4 сажени (8,5 метра). Имел он восемь окон, небольшой тамбур перед дверями и площадку при входе. Иконостас был изготовлен из корабельного паруса, натянутого на деревянную раму, и окрашен белой краской. Купола в храме не было, не было и колокольни. Малый судовой колокол просто висел рядом с церковью под двускатным навесом. Ризницей и утварью церковь тоже похвалиться не могла. По церковной описи в нем имелось 14 икон, из них в серебряных ризах всего 5. Напрестольных крестов - 4: два медных и два серебропозолоченых. 3 Евангелия - одно большое в медном окладе. Одна дарохранительница (для хранения елея) и одна чаша для причащения.

К празднику Благовещенья все было готово, но иеромонах простудился и отложил освящение до 1 апреля. В воскресенье, 1 апреля 1862 г., вместо великопостного благовеста православных Владивостока на первое богослужение созвал выстрел десантной пушки, установленной рядом с домиком начальника поста. Здесь через шесть дней владивостокцы встретят Пасху, в ней в сентябре 1863 года будут крещены первые дети Владивостока, а 8 января 1865 года состоится первое венчание! И лишь через 30 лет в городе будет построен первый православный каменный храм.


Владивосток начинался с храма

Многих, вероятно, удивит и озадачит этот заголовок, поскольку принято считать, что началом Владивостока стала высадка солдат линейного батальона 2 июля 1860 года. Это бесспорный факт, но он свидетельствует только об основании поста, то есть военной заставы. В формировании же города, военного и коммерческого порта важную роль сыграла первая православная церковь, как духовный и градостроительный центр.

Строительство первого православного храма на приморской земле было освящено благословением архиепископа Камчатского, Курильского и Алеутского Иннокентия (Вениаминова). Как свидетельствовал протоиерей А.Муравьев во "Владивостокских епархиальных ведомостях", антиминс для первой церкви освятил и подписал Высокопреосвященнейший Иннокентий: "В храм Успения Пресвятой Богородицы в порт Владивосток Приморской области Восточной Сибири 1859 года июня 22-го дня".

А. Муравьев в своем историческом очерке писал, что в 1859 году было принято решение не только основать пост, но и строить там храм: " О своем намерении занять указанный порт и построить в нем церковь граф Н.Н. Муравьев мог сообщить архиепископу Иннокентию в бытность последнего в Иркутске в феврале и марте 1859 года. Ввиду такого заявления архиепископ Иннокентий заблаговременно мог освятить антиминс для нее".

Закладка церкви состоялась 8 июня 1861 года на северном берегу бухты Золотой Рог после молебствия, которое провел флотский благочинный иеромонах Филарет. Он же был фактическим руководителем самого строительства. Ко времени его прибытия во Владивосток весной 1861 года рядом с местом будущих работ образовались два небольших поселка: военный пост, занимавший территорию от современной улицы Уборевича до улицы Петра Великого, и матросские казармы станции корвета "Гридень", которые располагались в распадке, где ныне сквер у Матросского клуба. События, связанные с выбором места для закладки церкви и строительства ее, известны благодаря исследованиям приморского краеведа В. Колягина.

Отец Филарет и командир поста прапорщик Н. В. Комаров решили поставить ее на половине расстояния между уже существующими поселками, полагая, что в этом месте будет центр города. По современным ориентирам, место это находится южнее памятника морякам торгового флота, в нескольких метрах от него в сторону морского берега. Учитывая, что жители Владивостока 1861 года - солдаты и матросы - принадлежали к двум разным ведомствам, командир поста согласовал с присутствовавшим в это время во Владивостоке капитаном первого ранга Лихачевым порядок сооружения храма: строительство производят солдаты (то есть Военное ведомство), а Морское оплачивает расходы, связанные с приобретением строительных материалов и имущества.

День закладки стал своеобразным празднованием первой годовщины поста. На каменно-песчанном берегу Золотого Рога, вдоль которого шла грунтовая дорога, собралось около 400 человек (весь личный состав поста, экипажи корветов "Гридень" и "Калевала"). После молебна отец Филарет и священник корвета "Калевала" отец Виталий сказали много теплых душевных слов в адрес первостроителей Владивостока. После этого в приподнято-торжественной обстановке солдаты уложили первый венец сруба будущей церкви.

О том, как началось строительство во Владивостоке, сообщал в своем донесении губернатор Приморской области контр-адмирал П. В. Казакевич: "При моем посещении поста… я видел с удовольствием, что постройка… продолжается быстро, и по просьбе участвующих, хотя и не имел права разрешить - разрешил продолжать ее…". Вскоре было получено и специальное разрешение от 20 августа 1861 года, Казакевич испросил разрешение у архиепископа Камчатского, Курильского и Алеутского Иннокентия, который по сношении с надлежащим начальством, для наблюдения за постройкой церкви, а затем и для освещения ее, и богослужения в ней назначил иеромонаха Филарета, флотского благочинного Амурского отряда и судового священника винтового корвета "Гридень".

Со стороны гражданской власти постройкой руководил по назначению контр-адмирала Казакевича лейтенант Евгений Бурачек - начальник поста Владивосток. Благодаря его стараниям и, главным образом, самоотверженности и активному содействию иеромонаха Филарета храм был построен за девять месяцев и освящен 1 апреля 1862 года.

По описанию В. Колягина: "… Успенская церковь была очень маленькой, неприметной на вид, с односкатной пологой крышей без купола и колокольни. Стояла она на пригорке, в нескольких метрах от прибойной волны, глядя на мир восемью высокими окнами. Стены ее, потемневшие одежды и туманов еще во время строительства, лохматились на ветру пучками морской травы, которой тогда конопатили стены меж бревен. Медный колокол весом в пуд был прилажен на перекладине на высоких столбах. Просторный двор летом зарастал бурьяном. По обе стороны от него уходили широкие, посыпанные галькой дороги, по которым на молебен водили солдат и матросов".

 

Иконостас был простой, из парусины на деревянной раме, окрашенной белой краской. По церковной описи, созданной в 1864 году, можно судить, что ризницею и утварью храм был небогат. В нем насчитывалось четырнадцать икон, из которых пять имели серебряные ризы, все небольших размеров 3-4 вершка в длину (13-18 сантиметров). Напрестольных крестов было четыре: два медных и два серебро-позолоченных. Евангелий было три, из них одно небольшое в медном уборе и два маленькие в серебряном окладе. Был один серебро-позолоченный священный сосуд и одна дарохранительница, пожертвованная в свое время генерал-адмиралом великим князем Константином Николаевичем на фрегат "Паллада". Богослужебных книг было самое небольшое количество - 20, да 22 - для религиозно-нравственного чтения. Священник управлялся один, для помощи в богослужении (чтения и пения) назначался за плату из воинских команд нижний чин, который владел грамотой. Ни пахотной, ни сенокосной, ни приусадебной земли к церкви отведено не было, не было также в первые года, и дома для священника, который сначала жил в казенной квартире Морского ведомства, а затем - в наемной частной квартире.

Несмотря на скромность, храм был центром всей жизни Владивостока. 29 сентября 1863 года в нем собралось много народа, чтобы присутствовать на таинстве Крещения двух первых младенцев, родившихся здесь. Это были две девочки. Их появление на свет в поселке, жившем в течение трех лет суровой, напряженной и предельно однообразной жизнью, принесло настроение душевной приподнятости, надежды и радости. Может быть, поэтому священник Мануил (сменивший отца Филарета) и его помощник диакон Евгений Сизой первую девочку нарекли истинно русским именем Надежда, а вторую -Ефросиньей, что в переводе с древнегреческого означает "радость".

Родители Надежды в церковном браке не состояли, поэтому в метрической книге Успенской церкви имеются данные лишь о ее матери - Евдокии Матвеевой-Горелко. Ефросинья родилась в семье Сметаниных, Ивана Ивановича и Екатерины Ермиловны.

Первым мальчиком, крещенным в храме, был сын отставного писаря Сибирского флотского экипажа Александра Яковлевича Левковича - Федор. Он родился 8 февраля 1864 года. А 8 января 1865 года состоялось первое венчание - унтер-офицера третьей роты четвертого линейного Восточно-Сибирского батальона Николая Филипповича Корнева и Анастасии Ивановны Ивановой.

Рядом с Успенской церковью был отведен участок для захоронений, это было первое городское кладбище (Успенское). Известно, что в 1864 году здесь были похоронены унтер-офицер Прохор Алексеевич Веселов и штейгер Иван Федорович Торбиню Прах этих людей и других первостроителей города покоится в сквере восточнее памятника морякам торгового флота, на нижнем уровне.

Через три года после постройки и освещения церкви из-за близости морского берега и вредного воздействия морского тумана многие бревна пришли в негодность. Поэтому по распоряжению областного начальства она была перенесена на 33 сажени к северу, то есть ближе к вершине Успенской горы. Эту работу выполнили артиллеристы Владивостокского порта под руководством штабс-капитана Георгия Буяковича. По его же предложению храм был полностью реконструирован снаружи и внутри. Над ним появился небольшой купол с деревянным крестом. Перенесенный на новое место по благословению архиепископа Иннокентия был освящен иеромонахом Валерианом 19 марта 1866 года, в Лазареву субботу. На этом месте он просуществовал до 1889 года, когда рядом был построен собор, спустя два года церковь была разобрана и перенесена к казармам сухопутных войск.

О личности иеромонаха Филарета, строившего первый храм во Владивостоке, сохранилось немного сведений. Известно, что он был бескорыстным и целеустремленным человеком. Не только организовывал и возглавлял строительство первых церквей дальней окраины (во Владивостоке и гавани св. Ольги), но и жертвовал все имеющееся у него средства на эти богоугодные дела. Известно, что на Успенскую иеромонах пожертвовал в 1861 году двух быков, 30 рублей и 10 долларов, в 1862 - 10 золотых рублей на тес и столько же на плахи. Кроме того, дарил иконы, облачение, церковную утварь и книги.

Месторасположение первого храма Владивостока известно, и хорошо, если на этом месте появится памятный знак, как памятник первой церкви, давшей начало Владивостоку. Известно, что раньше в ограде Успенского кафедрального собора такой знак сохранялся долгие годы.

Юрий ФИЛАТОВ.
Следующая статья: Католический костел
Разработка сайта — Pobeda-ru