Добро пожаловать на сайт, посвященный 150 летию города Владивостока,
                                                                                               его истории, людям, событиям

Г.А. Воронин Корабли Бохая

Одно из древнейших государств, находившееся на территории современного Приморья, Манчжурии и Китая - Бохай, возникло в 698 году и несколько столетий являлось одним из сильнейших в Юго-Восточной Азии. В 1998 году исполнилось 1300 лет со времени основания Бохая. Изучением его занимались Ф.Ф. Буссе, З.Н. Матвеев, В.К. Арсеньев, А.П. Окладников и многие другие ученые, включая и современных дальневосточных исследователей Э.В. Шавкунова, Н.Б. Аюшина, Г.Л. Силантьева.

Находясь на побережье Японского моря, государство Бохай не могло обойтись без флота. Вначале это были небольшие рыбацкие лодки для плавания  по рекам и вблизи их устья, Но вскоре после возникновения Бохая на его территории стали появляться судостроительные верфи. Бохайцы нередко делали набеги на соседний Китай, чаще всего с моря. Через 35 лет своего существования Бохай имел уже многочисленный флот, способный перевозить большое количество войск. В 733 году по приказу бохайского князя Да Уи к берегам Китая был отправлен большой военно-морской флот. Войска Бохая разрушили крупнейший китайский город-порт Дэньчжоу на полуострове Шаньдунь и вернулись с богатой добычей. Впоследствии, когда установились дипломатические отношения между Бохаем и Китаем, именно из Дэньчжоу был проложен морской торговый путь Китай - Бохай.

Судя по японским рисункам, бохайские суда представляли собой деревянную конструкцию, состоящую из двух банок, образующих борта и выступающих в носовой части. Эти выступы имеют декоративное оформление. Между бортовыми балками располагалось плоское днище. В носу оно плавно поднималось кверху. В кормовой части закруглялось и заканчивалось плоским транцем. Над килями наращивались плоские борта, которые имели большую высоту в кормовой части и образовывали закрытое помещение. Навес над ним предназначался для рулевого. У более крупных судов подобные навесы оборудовались и в средней части судна. Снаружи, вдоль бортов в надводной части корпуса судна крепились узкие горизонтальные площадки с уключинами для весел; на них стояли гребцы, давая ход судну в штиль и при слабом ветре. На бохайских судах применялся, по видимому, не европейский метод гребли, когда гребцы сидят спиной к носу, а способ "юли-юли", до сих применяемый в странах Юго-Восточной Азии и лишь изредка в Европе, например, у итальянских гондольеров. Бохайские суда, в зависимости от размеров, имели 1-2 мачты с прямым парусным вооружением; паруса изготавливались из тонких и узких циновок, благодаря чему при спуске парусов они складывались гармошкой и не занимали много места.

Путь Китай - Бохай брал свое начало из западной гавани Дэньчжоу и вел на север-восток мимо острова Даседао (ныне о. Чаньнандао) и Гуйсеньдао (Ухудао) к порту Машинань (Леотешань). Отсюда суда шли на восток, следуя к югу от б. Даляньваль до устья речки Билюхе, далее - к северу от о. Шичэндао в зал. Тотовань (устье р. Даянхе). Затем морской путь разветвлялся: одна его ветвь направлялась вверх по реке Ялунцзян, шал по суше до бохайского города Вэнчен (в 70 км. от современного г. Ниньян в провинции Хейлунцзян), это и была основная дорога в Бохай.

Из древнеяпонских письменных источников можно узнать, что существовал и другой путь, который назывался дорогой в Японию и являлся продолжением Собольей дороги, известной уже в VI веке н.э. Бохайские племена мохэ уже тогда совершали плавания в Японию. Эта морская дорога берет начало на побережье Южного Приморья, где на берегах реки Суйфун (Раздольная) находились Бохайские поселения, в том числе областной центр Шуайбинь (древнее городище на территории современного Уссурийска).

В центре бохайской префектуры Янь располагался морской порт, остатки которого - Краскинское городище - находятся вблизи пос. Краскино в б. Экспедиции рядом с устьем реки Яньчихе (Цукановка). Судя по всему здесь был один из центров Бохайского судостроения, косвенное свидетельство об этом содержится в докладе японского посла Такоцуги 778 г. своему правительству, в котором он сообщает, что его корабль, возвращаясь в Японию, был разбит штормом и что бохайцы довольно быстро построили два корабля, на которых он и добрался домой вместе со своей свитой.

Из префектруры Янь бохайские корабли следовали на юг вдоль восточного берега Корейского полуострова; затем к его юго-восточной оконечности, поворачивали к островам Цусима и Ики и далее - прямо к ближайшим берегам Японии. Или же огибали с юга Корейский полуостров и, двигались к северу вдоль его западного берега, достигали китайского г. Машинань.

Из других древнеяпонских источников известно, что ещё ранее, в 763 г. в г. Кага на западном побережье острова Хонсю прибыло морем бохайское посольство численностью 22 человека, что также подтверждает наличие у бохайцев флота, способного совершать длительные морские переходы.

Китайский путешественник Цзя Чэнь, живший при династии Тань, в своих записях сообщает: "Столичный город князя Бохай находится на берегу озера Ху-Нань и называется Шан-Цзин, а областным городом-портом является город Лу-Юань-Фу (ныне Посьетский район).

Историей плаваний бохайского флота давно занимается японский археолог Ешитаки Кодзима, который выдвинул гипотезу: имеющие прямое парусное вооружение, бохайские корабли для перехода от берегов нынешнего Приморья к Японии использовали попутные северо-северо-западные ветра, действующие весной, и двигались при этом до западного побережья острова Хонсю, а затем, дождавшись осени и используя попутные юго-восточные ветра, возвращались домой. Гипотеза японского ученого подтверждается его археологическими находками: на западном побережье о. Хоккайдо им найдены оловянные украшения, хотя в Японии нет оловянных рудников. Е. Кодзима полагает, что олово, из которого сделали украшения, добыто на самом богатом руднике Приморья. Японский ученый считает, что бохайцы пересекали Японское море и более коротким путем, а также в самом широком его месте, а не только двигаясь вдоль берегов и используя прибрежные ветра.

Член Общества изучения Амурского края капитан парусно-моторной яхты "Командор" В.Ю. Трубников собирается испытать условия морских переходов древних бохайцев и вместе с международной экспедицией повторить их путь. Во время экспедиции 1997 года экипаж яхты обнаружил в бухте Сивучья за островом Фальшивый два каменных штока от древних, как полагает В.Ю. Трубников якорей бохайских судов. Подобный каменный шток найден исследователями с "Командора" и в бухте Северная на острове Фуругельма. Таким образом, опираясь на исследования ученых, путешественников и краеведов, можно утверждать, что уже в VII-X годах между Южным Приморьем, Китаем и Японией пролегали морские пути, по которым бохайцы поддерживали военные, дипломатические и торговые связи с соседними государствами.

Автор приносит благодарность Г.Л. Силантьеву за предоставленные материалы.      

"Записки Общества изучения Амурского края" 1999 год. 

           

Следующая статья: Свидетельства контактов государства Бохай и Японии в раннем средневековье
Разработка сайта — Pobeda-ru